Талреп. стандарты и размерыТалреп собой представляет такелажный узел, который предназначен для фиксации грузов при их перевозке, или для удерживания составных конструкций (к примеру, снарядов для занятий гимнастикой, мачт и т. п.). Ввиду больших требований к надёжности, во время проектирования и производстве талрепов обязательно используются нормы ГОСТ 9690-71, а к талрепам иностранного производства – ещё и требования стандартов Европы DIN 1480 и DIN 1478.

Устройство и рабочий принцип талрепа

Рассматриваемое устройство состоит из четырёх деталей:

 

  1. Литой или штампованной муфты, снабжённой 2-мя резьбовыми отверстиями. Муфта как правило имеет вид квадратной рамы или эллипса.
  2. Пары крюков либо других грузозахватных компонентов (стропов), имеющих резьбу на противоположной части.
  3. Подкладных шайб, которыми выполняется более одинаковое распределение нагрузки.
  4. Стопорных гаек, предотвращающих самопроизвольный проворот захватов.

 

Талреп. стандарты и размеры

Другую группу составляют цепные талрепы (рэтчеты), в которых натяжение происходит не вследствие постепенного ввертывания захватов в муфту, а за счёт сворачивания стяжной цепи, разместившейся между грузовыми захватами. Талреп цепной используются при фиксации на платформах длинномерных грузов. Он состоит из:

 

  1. Цепи (вантового натяжителя).
  2. 2-ух стропов.
  3. Механизма натяжения, который, со своей стороны, в себя включает трещотку и вал, на который садится храповое колесо.

 

В обычных конструкциях цепных талрепов взамен храповика предусматривается рычажок, качательным перемещением которого выполняется выборка слабины натяжения цепи.

Талреп. стандарты и размеры

Нужное усилие фиксирования создаётся вследствие вращения стропов. При этом уменьшается расстояние между ними, подбираются зазоры, и обеспечивается натяжение удерживаемого предмета между талрепами.

Муфтовые талрепы преимущественно применяются в парном комбинировании, что дает возможность одинаково распределить усилие натяжения в ветвях стропов. Цепной талреп может быть односторонним. Противоположный конец такого талрепа жёстко крепится к опорной части платформы. Но при этом воспринимается только осевая составная часть усилия натяжения, благодаря чему рэтчеты не могут применяться для подъёма грузов, либо удерживания предметов вертикально.

Талреп. стандарты и размеры

Требования к деталям талрепа

ГОСТ 9690-71 учитывает следующие варианты выполнения муфт талрепов:

 

  1. Штампованные закрытые муфты.
  2. Штампованные открытые муфты.
  3. Литые муфты.
  4. Сварные закрытые муфты.
  5. Сварные открытые муфты.

 

В талрепах закрытого типа резьбовая часть грузового элемента полностью находится в корпусе муфты. Это является более безопасным, так как при внезапном разрушении захватного устройства (которое очень часто происходит собственно по резьбе) его остатки не разлетаются по сторонам. Благодаря этому предельно допустимое усилие натяжения для закрытых талрепов постоянно больше, чем для открытых.

Талреп. стандарты и размеры

Производственная технология муфт также в большинстве случаев определяет возможности талрепа. Так, штампованные муфты (заготовками для которых служат качественные конструкционные стали по ГОСТ 1050 марок стали 20 и выше) являются прочными и надёжными. Это можно объяснить тем, что макроструктура штампованных изделий не имеет перерезанных волокон, и, поэтому, концентраторы стрессов отсутствуют. То же отличительно и для литых муфт, впрочем структура литого металла – более крупнозернистая, благодаря этому при прочих равных условиях излом корпуса литой муфты случится быстрее, чем штампованной.

Худшей несущей способностью обладают сварные муфты: в зоне шва сварки стабильность металла уменьшается на 20…25% (из-за этой причины решительно не разрешается воссоздавать разрушенные талрепы сваркой).

Стандарт позволяет два выполнения стяжных круглых муфт: со сквозным отверстием в середине корпуса, и без него. В первом варианте постоянно совершенствуются условия для вращения корпуса при затяжке, впрочем ослабляется сечение муфты. Для исходного материала подобных муфт применяется цельнотянутые трубы профильные по ГОСТ 8734 из стали 25 (в малоответственных талрепах может использоваться также дюралюминий и сталь обычного качества Ст.3 по ГОСТ 380).

Талреп. стандарты и размеры

Для компактности муфтовых талрепов имеет большое значение диаметр грузовых захватов. В закрытых муфтах он не будет больше М42, иначе муфта становится тяжёлой и труднорегулируемой. Муфты открытого типа подобных ограничений не имеют.

Талрепные муфты делаются под захваты следующих типов:

 

  1. ВВ (вилка-вилка).
  2. ВУ (вилка-кольцо).
  3. УУ (кольцо-кольцо).
  4. ГГ (крюк-крюк).
  5. ВГ (вилка-крюк).
  6. ГУ (крюк-кольцо).

 

Параметры работы талрепов

Для рассматриваемых устройств с муфтами ключевыми рабочими характеристиками считаются:

 

  1. Допускаемая нагрузка.
  2. Длина муфты (реже – её поперечные размеры).
  3. Длина самого талрепа при вывинченных захватах (резьбовая часть не выходит из тела муфты, но всецело заполняет его).

 

Стандарт определяет однозначную связь между диаметром резьбового отверстия в муфте талрепа и его несущей способностью. В особенности, для штампованных муфт есть следующие соотношения:

 

  • при нагрузке до 200 кг – М8;
  • при нагрузке до 300 кг – М10;
  • при нагрузке до 500 кг – М12;
  • при нагрузке до 1200 кг – М16;
  • при нагрузке до 2000 кг – М20;
  • при нагрузке до 3150 кг – М24 и т. д.

 

Максимальная несущая способность типового грузового талрепа с открытой муфтой составляет 6300 кг; если нужны очень большие значения нагрузок во время эксплуатации, такелаж проектируют и делают по личным заказам. Закрытые талрепы рассчитываются на грузоподъёмность до 20000 кг (кроме сварных конструкций муфт, нагрузки на которые не должны быть больше 1500 кг).

Талреп. стандарты и размеры

Грузоподъёмность талрепа определяется и видом грузового захвата. Наименьшими допустимыми значениями обладают захваты типа «крюк-крюк», а самыми большими – захваты типа «вилка-вилка». Конструкция всех составляющих талрепа не обязана иметь концентраторов стрессов, благодаря этому при переходе от одной части муфты, вилки, крюка и т. п. предусматриваются максимально потенциальные радиусные переходы.

В конструкциях типовых талрепов используются следующие обязательные требования:

 

  • Категория прочности после штамповки – не ниже КП25 по ГОСТ 8479;
  • Стопорные гайки должны изготавливаться по ГОСТ 5919 методами холодной высадки. Проточки резьбы не допускаются;
  • Метрическая резьба на всех деталях должна подходить требованиям ГОСТ 24705;
  • В литых деталях не должно быть внешних и внутренних недостатков макроструктуры (выборочный качественный контроль должен подходить требованиям РД 34.17.402);
  • Сварные варианты муфт выполняют с использованием электродов марки Э42А при обязательной зачистке готовых швов.
  • Стальные талрепы имеют поверхностное покрытие против коррозии.

 

Талреп. стандарты и размеры

Выбор талрепа. Размеры и характеристики

Определяющим показателей для выбора считается нагрузка при эксплуатации, причём для талрепов, которые предназначены для фиксации предметов вертикально, а еще агрегатов типа лифтов и подъёмников такие нагрузки формируют с запасом в 600…900%.

Для безопасности фиксации предмета или груза приоритетное значение имеет также степень охвата стропом захвата талрепа. Это особенно касается талрепов типа ГГ, где открытая часть оголовка крюка не исключает соскальзывания груза. Наиболее не опасны в данном отношении талрепы вилка-вилка, в которых крепёжный палец делается из закалённой стали, и полностью закрывает крючек стропа.

Ориентировочные предельные нагрузки в зависимости от типоразмера резьбы и типа грузового захвата – вилка, ушко и крючек – составляют исходя из этого, кг:

 

  • для М6 – 100 и 40;
  • для М8 – 200 и 80;
  • для М10 – 500 и 150;
  • для М12 – 2000 и 350;
  • для М16 – 3000 и 700;
  • для М20 – 4000 и 1000;
  • для М24 – 6000 и 2000;
  • для М30 – 10000 и 3000.

 

Талреп. стандарты и размеры

Выбор рэтчета выполняется по калибру цепи и её длине:

 

  • для калибра 6 мм самая большая нагрузка — 4000 кг;
  • для калибра 8 мм — 6300 кг;
  • для калибра 10 мм — 10000 кг;
  • для калибра 12 мм — 15000 кг;
  • для калибра 16 мм — 20000 кг.

 

Также очень важны размеры и масса талрепов. Завод-производитель обязан сертифицировать выпускаются им талрепы, снабжая любое изделие необходимой информацией о пределах его безопасного использования.

При постоянной и очень длительной эксплуатации талрепы подлежат обязательной поверке, которая выполняется по технологии, приведённой в ГОСТ 9690-71.

Цена талрепов зависит от их выполнения и грузоподъёмности. Цена муфтных талрепов находится в диапазоне 400…1500 руб., рэтчетов – от 9000 до 16000 руб.