Рым-болты это вариация такелажного крепежа, который предназначен для исполнения самых многообразных работ по подъёму и перемещению грузов. Требования в техническом плане и ассортимент таких изделий российского производства регламентируется нормами ГОСТ 4751-73. Фактически точно такая же по размеру продукция выпускается и за границей согласно DIN 580.
Размеры
Рым-болт в себя включает закрытое кольцо из стали определённого внешнего и внутреннего диаметров, стержень, на доминирующей части которого нарезана (или накатана) метрическая резьба, а еще переходную часть (она при помощи литых или отштампованных радиусных переходов соединяет кольцо со стержнем).
Ряд размеров рым-болтов по ГОСТ 4751-73:
- Диапазон диаметров резьбы – от М8 до М100 (при этом наиболее ходовыми считаются резьбы М8, М10, М12 и М16).
- Диаметр внутри кольца, мм – 20…180.
- Внешний диаметр кольца, мм – 36…324.
- Длина стержня, мм, не менее – 12…133.
Чтобы исключить концентраторов стрессов все переходы между элементами комбинации крепежа делаются по радиусам. Рым-болты делаются с антикоррозионным (цинковым или хромовым) покрытием.
Резьба на стержне изделия может быть с большим или очень маленьким шагом (производство резьбы с очень маленьким шагом обсуждается при индивидуальном заказе).
Требования в техническом плане
Изделия изготавливаются из конструкционных сталей ГОСТ 1050-84 марок не меньше, чем сталь 20 или сталь 45. Практическое значение физико-механических параметров металла должно подтверждаться сертификатом качества от изготовителя.
Доминирующей технологией производства рым-болтов считается литьё, впрочем разрешается изготовление таких изделий и методом горячей объёмной штамповки. Подобная продукция отличается более большими рабочими характеристиками и очень высокой долговечностью.
Качественный контроль состоит в выборочной проверке размеров изготовленных изделий, а еще их макроструктуры: наличие недостатков резьбы, пустых мест, раковин, а еще заваренных участков на поверхности не разрешается.
После создания рым-болты подвержены закалке. Твёрдость термически отделанного крепежа должна быть в пределах 105…121НВ – для изделий, которые сделаны из стали 20, и 134…149НВ – для рым-болтов из стали 25.
Грузоподъёмность: правила выбора
На выбор размеров оказывает влияние максимальная масса груза, строповка которого будет выполняться с помощью рым-болтов, а еще схема установки строп. Стандарт оговаривает следующие варианты:
- Вертикальная строповка. Предельно допустимая грузоподъёмность может составлять от 120 кг для рым-болтов М8, до 20000 кг – для рым-болтов М100×6;
- Строповка в плоскости кольца при граничном отклонении от вертикали 45 ° . Самая большая масса груза равна 80 кг для М8, и 6500 кг – для М100×6;
- Подъём, который проводят вне плоскости кольца, с предельным отклонением груза от вертикальной оси до 45 ° : исходя из этого 40 кг и 3250 кг.
При других условиях подъёма и перемещения предметов рым-болты к применению не допускаются (это связано с существенными растягивающими напряжениями, которые появляются в кольцевой части изделия).
С целью снижения давления на соседние части груза и крепежа рекомендуется подкладывать под рым-болт плоские шайбы по ГОСТ 11371-78 толщиной не менее 1 мм.
Перед использованием рым-болты обязаны быть выборочно испытаны на трудоспособность, для чего их нагружают усилием, удвоенным если сравнивать со значениями, которые допускаются ГОСТ 4751-73.
Для работ связанных с такелажем с лёгкими грузами иногда применяют рым-гайки, которые навинчиваются на ввёрнутую в тело детали шпильку.