Монтажно-тяговый механизм. Средство от безвыходных обстоятельств

Монтажно-тяговый механизм мтм 1
Монтажно-тяговый механизм мтм 1Работы по подъёму и перемещению разных грузов не редкость в строительстве, заготовках леса или при проведении аварийно-операций по спасению. Так как подобные работы часто связаны с очень высокими опасностями, неудобствами проведения и травматизмом персонала рабочих, у них есть потребность применении средств небольшой механизации.

Монтажно-тяговые механизмы: разновидности и важные части

Часто в эту же категорию включают и разного рода рычажные лебёдки, но этот подход не очень правилен по определенным причинам:

  • как видно из названия, в этих устройствах применяется рычажный привод, В то время, как монтажно-тяговые механизмы работают с системой тросов;
  • рычажные лебёдки наматывают канат с грузом на барабан, а поэтому используются лишь с грузовым канатом конечной длины;
  • способ перемещения каната в середине корпуса лебёдки и монтажно-тягового механизма различны;
  • редуктор, отличительный для рычажных лебёдок, в монтажно-тяговых механизмах отсутствует.

Стандартная конструкция рассматриваемого ручного устройства в себя включает:

  1. Металлический разъёмный корпус, снабжённый технологичными отверстиями для смазки всех поворотных осей.
  2. Двухрычажного механизма для прямого и возвратного перемещения троса (подобный механизм иногда называют тандемным).
  3. Механизма захвата с трещоткой, которая дает возможность паре захватов свободно двигаться только в одном направлении.

Монтажно-тяговый механизм мтм 1

  1. Анкерного штифта, которым находится под контролем направление каната.
  2. Регулируемых эксцентриковых зажимов.
  3. Рычага для отвода эксцентриков в нерабочее положение.
  4. Предохранительного срезывающегося штифта.
  5. Удлинительной рукояти, надеваемой на рычажок прямого хода.
  6. Крюка с коушем, закреплённого к торцу грузового каната.

Большинство производителей укомплектовывают монтажно-тяговые механизмы (МТМ) ремонтными комплектами, которые в себя включают бухту каната длиной до 15-20 метров с запасным грузовым крюком. При изнашивании ключевого троса, он легко заменяется на вспомогательный, так как один из кончиков троса завальцован, и его легко можно протянуть через направляющие эксцентрики тандемного механизма. Результативность применения МТМ можно сделать больше, если использовать их одновременно с полиспастами: это дает возможность вдвое увеличить грузоподъёмность устройства.
Монтажно-тяговый механизм мтм 1

Рабочий принцип

Для применения монтажно-тягового механизма нужно завести часть каната вовнутрь корпуса, для чего с помощью отводного рычага разводят эксцентрики захватного узла. Канат пропускают вовнутрь МТМ и выводят его наружу, сверху анкерного штифта, до места крепежа устройства. Потом накидывают грузовой крючек на груз, и опускают рычажок с захватами. Для страховки на ось анкерного штифта накидывают фиксирующую цепь.
При ручном подъёме или транспортировании груза с помощью рукояти начинают поворачивать задний, тяговый рычажок. При этом включается в работу тандемный механизм: верхняя пара зажимов обхватывает канат и скользит с ним по направляющим эксцентрикам, а то время, как нижняя пара является опорой для каната. Появляющиеся при этом силы трения помогают перемещению груза в границах дуги поворота рычага. Для следующего цикла рукоять отводится назад. В данное время эксцентрики прокручиваются, и вводят в контакт с канатом рамку с трещоткой, которая фиксирует груз в прежнем положении. В конце поворота рычажок прямого хода захватывает новую часть каната, а рычажок обратного хода отводит трещотку вверх. Цикл повторяется.

Продуктивность работ по подъёму и перемещению грузов с помощью рассматриваемого механизма определяется длиной рукояти и интенсивностью качаний рычага прямого хода, и не зависит от длины каната (типовая комплектация каната – 20 м). Здесь заключается важное преимущество монтажно-тягового механизма.
В большинстве конструкций усилие на рукоятке прямого хода может колебаться в границах 30…50 кг, В то время, как грузоподъёмность механизма может достигать 5,4 т. Уменьшать это значение за счёт увеличения длины рукояти нецелесообразно, так как становятся больше размеры механизма и величина пространства, нужного для поворота рукояти.
Прочность МТМ определяется состоянием эксцентриковых роликов тандемного механизма. В особенности, непозволительно попадание на их поверхности смазки: она уменьшит трение между зажимами и трещоткой, что опасно самопроизвольным опусканием груза, и поворотом грузового рычага. Благодаря этому при научно-техническом обслуживании ручного монтажно-тягового механизма смазывают только оси рычагов и эксцентриковых захватов.
Монтажно-тяговый механизм мтм 1

Модели МТМ

Выбор типоразмера МТМ зависит от необходимой грузоподъёмности. Как показала практика очень часто применяют устройства от 0,8 до 5,4 т. Технические свойства рассмотренных устройств российского производства сведены в таблицу:

Модель Грузоподъёмность, кг Диаметр троса, мм Ориентировочное усилие на рычаге, кг Ход рычага, мм Длина рукояти, мм Цена, тыс. руб.
МТМ-0,8 800 8 20 55 600 7,3…7,5
МТМ-1,6 1600 11 30 50 1200 10,5…11,0
МТМ-3,2 3200 16 35 40 1200 18,5…20,0
МТМ-5,4 5400 20 45 32 1500 43.5…45,0

Очень популярны также монтажно-тяговые механизмы швейцарского бренда Jet (производятся в Китае). Линейка МТМ от Jet в себя включает ручные устройства подъемностью груза 1,2; 2,4 и 4,8 т. Стоимость подобных МТМ составляет исходя из этого 8300, 12000 и 19500 руб.