Якорь на перфаратор. Замена или ремонт?

Якорь на перфоратор
Якорь на перфораторЯкорь перфоратора – одна из ответственных деталей этой разновидности домашнего электрического инструмента. В отличии от замены щёток поломку якоря (ротора) считается технически очень сложной операцией, порядок выполнения которой определяется конструкцией якоря, а еще сроком его эксплуатации. Отметим, что, при воплощении всех рабочих условий, заявленных изготовителем, замена ротора изготавливается в гарантийных мастерских и только брендовыми запчастями.

Конструкции якорей перфораторов различных типов

Якорь – крутящийся узел любого асинхронного мотора. Если учесть, что при работе перфаратор испытует внушительное сопротивление разрушаемого с его помощью материала, нагрузки на ротор часто могут достигать сложных значений. Иногда они вызывают значительное снижение оборотов якоря, что приводит к срочному выходу электрического двигателя из строя.
Стойкость якоря на перфораторе от сгорания определяется его конструкцией. Отличают два типа якорей перфораторов:

  1. С фазным ротором.
  2. С короткозамкнутым ротором.

Короткозамкнутая обмотка якоря сформировывается стержнями, которые во время сборки ротора ложатся в пазы его сердечника. При этом торцы стержней соединяются с помощью специализированного роторного кольца. Двигающиеся контакты в аналогичной конструкции отсутствуют, что хорошо сказывается на долговечности узла.
Минусом якоря подобной конструкции считается ограниченный пусковой момент, что касается перфораторов просит ограничения по интенсивности использования в начальный момент времени после включения инструмента. Регулярно не забывать об этом, естественно, нереально, потому при невнимательном применении перфоратора долговечность мотора с короткозамкнутым ротором будет низкой.
Якорь на перфоратор
Проблему можно решить установкой на все перфораторы электрических двигателей с короткозамкнутым ротором. Кол-во полюсов якорной обмотки в данном случае абсолютно соответствуют подобным показателям для статора, а контакты каждой фазы выводятся во внешнюю цепь при помощи углеграфитовых щёток. Замена щёток – сравнительно легкий процесс, который может (для техники, не находящейся на гарантийном обслуживании) выполняться и своими силами. В других вариантах стоит использовать услуги профессиональных мастеров. Часто стоимость на подобного рода услуги связана с необходимостью статической и динамической балансировки якоря на перфораторе, для чего применяются особенная технология и оборудование.

Как проверить трудоспособность якоря перфоратора?

Очередность проведения подобного рода плановых работ рассмотрена на примере перфораторов от торговой компании Makita, хотя принципиальных свойств для подобного инструмента от других изготовителей не существует.
Необходимость в замене якоря может появиться тогда, когда перфаратор не даёт необходимого числа оборотов, резко замедляется вращение ротора, встречается отличительное искрение и потрескивание.
Якорь электрического двигателя состоит из таких деталей:

  • цилиндрического элемента, который образован плотно соединёнными штампованными пластинами из электротехнической стали с низким содержанием кремния, либо из стали из низких углеродов Армко марок ЭА или ЭАА;
  • вала, на который насажен цилиндр;
  • фазных катушек, обмотки которых сдвинуты по отношению друг к другу на угол в 120 0 ;
  • контактных колец, укреплённых на валу, но электроизолированных и от него, и один от одного.

Якорь на перфоратор
Якорь на перфораторе находится в механическом контакте с шестернями редуктора перфоратора, благодаря этому для его окончательного отделения достаточно вывести узел из зацепления с червяком, который есть на роторном валу.
Проверку начинают с внешнего осмотра коллекторных пластин: у них не должно быть следов нагара и царапин. В данном случае щётки мотора считаются работоспособными и замене не подлежат.
Замедленное вращение якоря на перфораторе может быть вызвано загрязнением пылезащитной шайбы подшипника, в данном случае она снимается с корпуса и тщательно промывается техническим растворителем. Допустимые жидкости в большинстве случаев перечисляются изготовителем в мануале на перфаратор. Почистить следует не только внешнюю, но и поверхность внутри защитной шайбы.
Не обращая внимания на то, что внешняя обмотка якоря также имеет противопылевую защиту, необходимо осмотреть и состояние шнуров обмотки, причём для очищения их поверхности воспользуйтесь обыкновенным пылесосом.
Целость коллектора исследуется тестером. Согласно имеющейся электрической схеме инструмента выполняется проверка всех компонентов электрической цепи перфоратора. Если есть наличие короткого замыкания якорь нуждается в замене. Для продолжительно эксплуатируемого инструмента цена вопроса определяется моделью перфоратора: возможно, гарантийная мастерская не принимает к ремонтным работам перфораторы конкретной торговой компании, и запрос на требуемую модель якоря нужно будет отправлять на склады изготовителя.
Якорь на перфоратор
Если неустойчивая работа перфоратора была вызвана только загрязнением его подвижных частей, то после старательной чистки сборка узла изготавливается в обратной очередности. При этом нужно обязательно проконтролировать, чтобы контакт зубчатого зацепления с червяком редуктора был полным, а пылезащитное кольцо полностью охватывало внешний корпус подшипника.

Ремонт или замена? Выбирать только вам!

Опытному в вопросах электробытовой техники домашнему умельцу вполне под силу выполнить ремонт якоря на перфораторе собственными руками. Начинают работы с определения поломки. В случае обрыва или короткого замыкания витков якорной обмотки причина «молчания» перфоратора или медленного вращения его ротора (которое сопровождается интенсивным искрением по периметру) легко ставится тестером. Искрение, а еще попытка якоря перфоратора вращаться по сторонам, считается следствием замыкания части витков в обмотке. Если же искрение носит характер единичной, но длинной искры – то причина в обрыве провода или неблагоприятном его контакте с самим коллектором.
При проверке необходимо проверить также возможность пробоя на корпус якоря. При замерах значений фактического сопротивления полученные величины не обязаны быть меньше нескольких Ом.

При выработке подшипника перфоратора возможен значительный неуравновешенность оси вращения якоря во время работы перфоратора. Эта поломку диагностируется после того, когда пробоя в витках обмотки не установлено. Чтобы это сделать нужно присоединить перфаратор к реостату, и медленно увеличивать напряжение до номинального. Если в ходе диагностики тон работы электрического двигателя меняется, а вибрации якоря увеличиваются, то балансировка ротора нужна.
Так как перемотку якоря дома произвести почти что нельзя, то рекомендуется обратиться к услугам специальных мастерских. Цена перемотки якоря на перфаратор для многих моделей (от Bosch, DeWalt, Makita и др.) зависит от мощности инструмента, и его выполнения (бытовой или профессиональный). Если мощность привода не будет больше 1000 Вт, то услуга обойдётся в 1000…1200 руб., для привода мощностью до 1500 Вт – 1500…1600 руб., а для намного мощнее перфораторов – до 2500 руб. Комплексные услуги ремонта (к примеру, замена подшипника) могут обойтись и в 3500…4000 руб. При этом диагностика поломок в большинстве мастерских исполняется бесплатно.