Лада 2110 Седан "КАП-КАРАШКА" › Бортжурнал › Модернизация охлаждения отопительного прибора. Установка датчика и реле вентилятора

Всем автомобилистам, драйвовчанам привет. Уже очень давно не даёт покоя одна проблема — с охлаждением мотора, не только меня всех Тазоводов с струнным насосом можно сказать. Каждый пожалуй знает что на инжекторных Вазах включение вентилятора отопительного прибора происходит от ЭБУ, в простонародии называют его "мозгами".

У меня мозги БОШ М 7.9.7. Там плюс идет постоянный, а включается он от минуса.
Почитав форумов и объездив сервисы было решено устанавливать измеритель включения вентилятора от классики ТМ-108 92-87С и простое 4-х контакное реле, предохранитель 20А с колодкой, провода, "мамы" много штук. Схему брал здесь www.drive2.ru/l/4999356/.

Подключение вентилятора через реле
Подключение вентилятора через реле

Мне посчастливилось. Измеритель установил в сам отопительный прибор с левой стороны по ходу движения, так как есть заглушка для него.(не у всех она есть). Из-за халатности я купил Тройник от газели 406 двиг и хотел разрезать нижний отрезок трубы под него, а оказалось все просто, есть пластмассовая заглушка под этот измеритель.

Отсоединил и заизолировал стоковый штекер вентилятора, там красный это +, коричневый -. Реле с колодкой спрятал над отопительным прибором в обдуваемом месте. Дальше ниче сложного все по схеме.

Подключение вентилятора через реле

Итоги: Все работает прекрасно. Своевременно включается на 92 гр и быстро остужает мотор. Если даже зажигание отключено вентилятор вращается пока не остынет отопительный прибор как на Ауди.

Как работает и устроено 4 — х контактное реле. Как подключить дополнительную помпу

Заметил что температура на щитке приборов врет где нибудь на "3-5" градусов зрительно.
+Ещё бы нужно установить вариатор от волги, сопротивление или что нибудь для плавного включения карлсона.

Как подключить реле включения вентилятора

О чем статья

Подключение вентилятора через реле

Для экономии средств и упрощения конструкции на автомобилях применяется очень простая схема включения вентилятора системы охлаждения. В схему входит электрический двигатель вентилятора, предохранитель, термопреобразователь и соединительные провода. Электрический двигатель подсоединяется к массе, а еще к плюсу аккумулятора через предохранитель.

В разрыв провода массы включен термопреобразователь.
Такая схема хороша собственной обычностью, не следует применять очень дорогие детали, а кол-во проводов минимально.

Но существуют и недостатки у нее. К примеру, термопреобразователь, исполняющий роль выключателя, пропускает через себя большой ток, что проявляется на его времени службы.

И еще минус – это внезапное включение мотора. Нагрузка на мотор резко увеличивается до предельного показателя, а это плохо проявляется на состоянии электрического двигателя.

Применение электромагнитного реле

Использование обычного реле слегка усложнит схему, но освободит термопреобразователь от наличия большого тока. Ток большой величины станет протекать через контакты реле.

Доступнее и легче заменить реле, чем термопреобразователь для включения электрического вентилятора. Для проведения модернизации потребуется кабель и реле с спайдерным крепежом для крепежа к кузову.

Как подключит реле

Отсоедините термопреобразователь, а провода, которые были на нем, необходимо подключить к хорошо разомкнутой паре контактов нашего реле. Часть дела выполнена, силовая часть готова.

Теперь управление. Один вывод термопреобразователя объединяем с массой, а вот второй подсоединяем к катушке реле.
С другого вывода катушки необходимо протянуть кабель к плюсовому выводу аккумулятора.

Неплохо бы, чтобы подключение производилось через предохранитель, величина электрического тока срабатывания которого может быть и 1 Ампер. Катушка потребляет ток маленькой величины, благодаря этому наиболее страшное, что может случиться – это короткое замыкание в проводке.

В дальнейшем можете параллельно термопреобразователю подключить кнопку принудительного включения, которую установите в автомобильном салоне.

Использование полупроводников

Заместо электромагнитного реле можно применять тиристорный ключ, или же конструкцию на полевых транзисторах. Суть та же, только нет подвижных контактов, их функции выполняют электроны и отверстия в кристалле полупроводника.

Однако помните про охлаждение тиристоров и транзисторов, ставьте отопительные приборы, которые могут будут обеспечить достаточную отдачу тепла.
Мягкий пуск мотора – это очень хорошая функция для управления двигателем.

Такое новшество обеспечит постепенное увеличение нагрузки на электрический двигатель. Выполняется такая задумка путем использования ШИМ-модуляции.

Реле четырех контактное, подключение.

Но одновременно со всеми новинками можно применять в системе охлаждения второй термопреобразователь, у которого температура срабатывания градусов на 5 меньше, чем у ключевого.
Если при срабатывании ключевого датчика вентилятор включается на всю мощность, то при срабатывании второго датчика его обороты обязаны быть вдвое меньше.

Для этого при подключении придется применять резистор. Замечательно подойдет тот, который поставлен на вентиляторе печки.

Это даст возможность не доводить температуру в системе до экстремального значения.

Лада 2107 Шакал › Бортжурнал › Управление электрическим вентилятором отопительного прибора (и любой иной нагрузкой) с кнопки через реле

Не так давно чуть не закипел в пробке, дал дуба следующий термовыключатель вентилятора . Съехал на первую подвернувшуюся обочину, вытащил клеммы с термовыключателя, замкнул их и стоял как дурак держал минут по 5 с перерывом, остужал мотор =D …По всей видимости что-нибудь произошло с контактами в середине из-за больших коммутируемых ими токов, не рассчитаны они что-ли, либо мне попадался один брак . В общем решил психануть и сделать возможность комфортно включать вентилятор с кнопки в салоне (что-то все больше необходимо отказываться от различной автоматики из-за причины ненадежности), однако при этом оставить штатный функционал . Другими словами если сработает термовыключатель в отопительном приборе — вентилятор включится сам как и до недавнего времени . В планах еще сделать индикацию его работы где-нибудь на бороде при помощи мигающего светоизлучающего диода . И в совершенстве разумеется заменить иконку на кнопке
Дабы не загружать кнопку, воплощена сия задумка будет при помощи 4-х контактного реле . Я никогда не имел с ними дел до недавнего времени но, покурив мануалы, как правило понял что смысл его работы несложен )) При подаче напряжения на контакты 85 и 86 (полярность значения не имеет), в середине реле замыкаются контакты 87 и 30 . Нет напряжения — они разомкнуты . Другими словами ставим кнопку или переключатель в разрыв 85 или 86 и сможем управлять мощной нагрузкой (реле бывают разнообразные по макс.току для силовых контактов) при помощи небольшой кнопки, не необходимой для больших токов . Подобным образом, один полюс напряжения питания подан на нагрузку всякий раз, а другой берется с контакта 30 реле . В моем случае реле будет коммутировать минус вентилятора (один из проводов, подключенных к термовыключателю), а кнопка — плюс катушки реле .
Для этого необходимо :
Реле 4-х контактное (у меня было на 30А, посмотрю как себя поведет)
Колодка под реле . Можно и без нее, но с ней удобнее
7 клемм мама 6,3мм (3 клеммы, если есть колодка с проводками)
1 клемма отец 6,3мм
3 клеммы под болт с отверстием 6мм
Термическая усадка 6мм, 4мм, 3мм
Любая клавиша типа тех что уже стоят в бороде, какая вам будет очень удобно + проставка в которую она ставится
Провода . Как правило любые, однако не тоньше тех что применяются штатно в проводке
Предохранитель и колодку под него по вашему желанию

Подключение вентилятора через реле

Кстати, не уверен насчет предохранителя, необходимо ли его устанавливать ? Я хотел, но пока не стал устанавливать, потому что не отыскал колодку под него . Ну а на деле все смотрится как-то так

2 Схемы

Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов

Схема подсоединения вентилятора охлаждения ВАЗ

Подключение вентилятора через реле

Приводятся все главные электросхемы и вариации подсоединения вентилятора охлаждения (ВО) жидкости в автомобилях ВАЗ разных моделей. В чём смысл работы ВО?

Электро двигатель с крыльчаткой на валу поставлен в середине квадратной железной рамы, с помощью нее он фиксируется к обратной стороне отопительного прибора. При подаче напряжения (12 В) на контакты привода он начинает работать, вращая лопасти и создавая направленную воздушную струю, которая, собственно, и охлаждает тосол или антифриз.
Если не работает вентилятор охлаждения, не стоит спешить обращаться в автомобильный сервис. Установить причину поломки можно и своими силами.

Подключение вентилятора через реле

Тем более что для этого абсолютно не нужно иметь особые навыки — просто поизучайте справочный материал от 2shemi.ru и следуйте руководствам по его проверке/замене.

Схема включения кулера ВАЗ 2104, 2105 и 2107

Подключение вентилятора через реле
  1. вентилятор отопительного прибора
  2. термопреобразователь (находится на радиаторе снизу)
  3. монтажный блок
  4. реле зажигания
  5. замок зажигания

А — к контакту «30» генератора.

Электрический вентилятор охлаждения ВАЗ 2106

Подключение вентилятора через реле
  1. измеритель включения электрического двигателя;
  2. электрический двигатель вентилятора;
  3. реле включения электрического двигателя;
  4. ключевой блок предохранителей;
  5. выключатель зажигания;
  6. дополнительный блок предохранителей;
  7. генератор;
  8. АК батарея.

Подключение вентилятора 2108, 2109, 21099

Подключение вентилятора через реле

До 1998 года выпуска на автомобилях со старым монтажным блоком предохранителей 17.3722 (пальчиковые предохранители) в цепь вентилятора было включено реле 113.3747. После 1998 года такое реле отсутствует.

Подключение вентилятора через реле

Схема включения электро вентилятора охлаждения радиатора автомобиля . Ч.2

Также до 1998 года применялся измеритель включения ТМ-108 (температура замыкания его контактов 99±3?С, отключения питания 94±3?С), после 1998 года ТМ-108-10 с подобными температурными диапазонами или его аналоги различных изготовителей. Измеритель ТМ-108 работает только в паре с реле, очень сильный под большой ток ТМ-108-10 будет работать как с реле, так и без него.

Схема включения вентилятора охлаждения мотора на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 17.3722

Подключение вентилятора через реле
  1. Электрический двигатель вентилятора
  2. Измеритель включения электрического двигателя
  3. Монтажный блок
  4. Выключатель зажигания

К9 — Реле включения электрического двигателя вентилятора. А — К выводу “30” генератора

Схема включения вентилятора охлаждения мотора на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 2114-3722010-60

Подключение вентилятора через реле
  1. Электрический двигатель вентилятора
  2. Измеритель 66.3710 включения электрического двигателя
  3. Монтажный блок

А — К выводу “30” генератора

Схема включения ВО ВАЗ 2110

Схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2110 на карбюраторных и инжекторных автомобилях отличается. На автомобилях с карбюраторным двигателем, для этого применяется термобиметаллический измеритель ТМ-108, а на автомобилях с инжекторным двигателем управление выполняет контроллер.

Подключение вентилятора через реле
Подключение вентилятора через реле

Схема на 2113, 2114, 2115 струнный насос и карбюратор

Подключение вентилятора через реле

Где находится реле вентилятора

Подключение вентилятора через реле

4 – реле электрического вентилятора;
5 – реле электробензонасоса;
6 – основное реле (реле зажигания).

Подключение вентилятора через реле

Важно: порядок движения реле и предохранителей может быть произвольным, ориентируемся по оттенку проводов. Благодаря этому находим реле от которого отходят тонкий розовый с черной полосой кабель, идущий от основного реле (контакт 85*)(не путать с тонким, красным с черной полосой проводом, идущим от контроллера) и толстый силовой белый с черной полосой кабель (контакт 87) (белый и розовый необходимые нам провода), это и есть реле вентилятора.

Если вентилятор охлаждения не работает

Для привода вентилятора ставится электрический двигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов МЭ-272 или подобные ему. Технические данные электрического вентилятора и датчика включения вентилятора:

  • Номинальная скорость вращения вала электрического двигателя с крыльчаткой, 2500 – 2800 оборотов в минуту.
  • Потребляемая сила тока электрического двигателя, 14 А
  • Температура замыкания контактов датчика, 82±2 град.
  • Температура отключения питания контактов датчика, 87±2 град.
Подключение вентилятора через реле

Вентилятор системы охлаждения может не включаться из-за:

  • поломки электрического привода;
  • перегоревшего предохранителя;
  • поломанного терморегулятора;
  • вышедшего из строя термодатчика включения кулера;
  • поломанного реле ВО;
  • обрыва электрической проводки;
  • поломанной пробки бака расширительного.

Для контроля самого электрического двигателя вентилятора VAZ подаем на его выводы напряжение 12 В от батареи аккумулятора – исправный мотор заработает. Если причина поломки в вентиляторе, его можно попытаться отремонтировать.

Подключение вентилятора через реле

Проблема, в большинстве случаев, состоит в щетках или подшипниках. Но бывает что электрический двигатель выходит из строя вследствие замыкания или обрыва в обмотках.

В данных случаях лучше заменить весь привод.
Предохранитель ВО находится в монтажном блоке отсека двигателя автомобиля и имеет обозначение F7 (20 А).

Проверка выполняется при помощи автомобильного тестера, включенного в режиме пробника.

  1. В автомобиле с карбюраторным мотором следует проверить измеритель — включить зажигание и замкнуть между собой два провода, идущие к датчику. Вентилятор должен включиться. Если этого не случилось, проблема точно не в измерителе.
  2. Для инжекторных авто нужно прогреть мотор до рабочей температуры, и рассоединить разъем датчика, отключив его от бортовой сети машины. В данном случае контроллер обязан запустить вентилятор в экстремальных условиях. Электронный блок воспринимает это как сбой в системе охлаждения, и заставляет работать привод вентилятора в регулярном режиме. Если привод запустился – измеритель неисправен.

Замена электрического вентилятора в авто

  1. Ставим автомобиль на плоской поверхности, обездвиживаем его стояночным тормозом.
  2. Открываем капот, отключаем минусовую клемму.
  3. Ключом на 10 откручиваем крепления корпуса воздушного фильтра.
  4. Отверткой ослабляем хомут воздушного канала на измерителе расхода воздуха и снимаем гофру.
  5. Откручиваем шурупы, фиксирующие крышку корпуса воздушного фильтра, извлекаем элемент фильтра.
  6. Ключом на 8 откручиваем крепление воздухозаборника и убираем его.
  7. Ключом на 10, потом на 8 откручиваем гайки крепления кожуха вентилятора вдоль периметра (всего 6 штук).
  8. Отключаем колодку проводов на разъеме вентилятора.
  9. Бережно извлекаем кожух вентилятора одновременно с приводом.
  10. Ключом на 10 откручиваем 3 болта, удерживающих электрический двигатель на кожухе.
  11. Ставим на его место новый.
  12. Устанавливаем конструкцию на место, отмечаем, подсоединяем разъем.
  13. Последующий монтаж производим в обратном порядке.
Подключение вентилятора через реле

Модернизация схемы управления

Вентилятор охлаждения на десятке включается при тепературе 100-105°C, в то время как нормальной рабочей
температурой мотора считается 85-90°С, выходит вентилятор включается во время перегрева мотора, что природно проявляется плохо.

Подключение вентилятора через реле

Эту проблема решается двумя вариантами: настроить температуру включения в «мозгах» или сделать кнопку. Мы остановимся на втором.

Включение вентилятора с кнопки чрезвычайно удобно: попал в затор — включил, выехал — выключил, и никого перегрева.

Подключение вентилятора через реле

В салоне была поставлена кнопка выбора рабочего режима вентилятора (отключен всякий раз, включен всякий раз, включение автоматично при помощи датчика) — этот «тюнинг» не считается просто обязательным, но будет весьма полезным дополнением.

Подключение вентилятора через реле

На контактах реле 87, 30, на проводе от аккумулятора к предохранителю и массе вентилятора будет высокой ток и по этому там обязательно применяем провода, сечением не менее 2 мм иначе более тонкий кабель не удержит и сгорит.

Видео — подключение и проверка ВО