Принципы построения моделей отливок

На чугунолитейном заводе CABAN-ODLEWNIA индивидуальное и мелкосерийное литье производится по вашему желанию клиентов. Для отливки каждой детали требуется отливочная модель.

Отливочная модель — это приспособление, которое применяется для производства литейных форм, которые при заполнении жидким металлом воспроизводят форму отливки. Основная часть компаний, с которыми мы работаем, имеют свое оборудование, которое дает возможность им самостоятельно делать отливочные модели. Для данных компаний мы подготовили руководство, позволяющее самостоятельно делать отливочные модели в соответствии с принципами литейного искусства..

Выбор технологии литья

Изготовлению моделей и стержневых ящиков всегда должен предшествовать анализ. Конструктор должен иметь в виду вопросы формы отливки, подбора материала, размера серии отливок и благоприятной технологии производства. Обозначение метода и способа формовки и отливки определяет вид и вариант изготовления модели..

Отливки из серого чугуна в большинстве случаев делают в единоразовых песчаных формах (рис. 15). Для ручного формования, т.е. единичного и мелкосерийного производства, модели (рис.

12) и стержневые ящики (рис. 13) делаются из пластика либо дерева. Модели должны держать неоднократное уплотнение формовочной смеси при сохранении собственной формы и размеров.

В случае изготовления единоразовых песчаных форм модель воссоздает наружные формы отливки, а стержень (рис. 14), выполненный в стержневом ящике, применяется для воссоздания внутренних форм отливки.

После уплотнения (уплотнения) формы ее верхняя часть снимается, а модель осторожно достается из формовочной смеси. Чтобы можно было снять модель, она должна иметь наклоны отливки и конусность, а еще высокое качество поверхности.

После снятия модели две половинки формы откидываются, чтобы потом залить ее расплавленным металлом (рис. 1). В такой технологии отливки многоразовые..

<

Из чего сделаны отливки

Рис. 1. Заливка литейной формы жидким чугуном..

«Толкование отливок. Работа с секторами.» (качество+)

В методе литья по выплавляемым моделям кроме единоразовых форм применяются единоразовые отливочные модели. Модели в большинстве случаев делают из воска или пластика.

Форма делается путем заливки модели литьевым гипсом или нанесения на нее керамического покрытия. Созданная подобным образом форма обжигается для извлечения модели из пустоты формы, а потом заливается расплавленным металлом. На данный момент в нашем литейном производстве мы отказались от литья таким способом в пользу традиционных, разъемных единоразовых песчаных форм, по этой причине в следующих параграфах будут описаны принципы изготовления отливок для ручного литья в песчаных формах..

Материалы, из которых сделаны выкройки.

Самыми популярными материалами для производства моделей и литейных стержневых ящиков, которые предназначены для штучного и мелкосерийного производства, считаются дерево и пластмассы. Древесина имеет очень много хороших качеств, например как обычная ручная и механическая обработка, невысокая плотность, не тяжелое соединение с использованием клея и необходимая прочность на изгиб и сжатие. К минусам как правило относят: неровную структуру, способность изменять влажность, искривление, растрескивание и порчу..

К плюсам пластиков можно отнести: небольшая плотность, большая прочность, высокая устойчивость к продуктам химии, хорошие антифрикционные свойства. Эпоксидные и полиэфирные смолы чаще всего применяются для создания моделей и стержневых ящиков. Материалы: ПВХ, стиродур и материалы, которые используются для 3D-печати, к примеру, АБС, ПЛА, ПЭТ..

Металлические литые модели очень часто делают из алюминиевых или медных сплавов. Они применяются в серийном и массовом производстве. Чтобы уменьшить вес моделей сделанных из металла, они сделаны в виде тонкостенных отливок, усиленных внутри жесткими ребрами. Изготовление моделей сделанных из металла достаточно трудоемко и в большинстве случаев требует обработки механическим способом и полировки..

Ключевые принципы построения моделей отливок

независимо от материала, из которого сделаны отливочные модели, любая из них должна быть сделана ??в соответствии с правилами, которые дают возможность правильно уплотнять песок формовочный, извлекать модели из литейной формы и обеспечивать правильную заливку формы и затвердевание металла..

Модели без общего доступа, разделенные или вычитаемые

В зависимости от трудности и геометрии отливок модели строятся без деления, деления или с вычтенными частями. Неразъемные модели делаются для прямых отливок и с неглубокой полостью кристаллизатора.

Когда для отливки требуется глубокая полость формы и есть опасность отрыва формовочного песка при открывании формы, делаются разъемные модели (рис. 12).

При подобной конструкции детали модели остаются в половинах формы при открывании — они убираются исключительно после того, как форма развернута и осторожно перемещена. Разделительная линия модели в большинстве случаев отмечает территорию деления пресс-формы.

Модели со снимающимися частями делаются точно также разъемным моделям к примеру, если их извлечение из формы затруднено. Вычтенные детали в большинстве случаев маленькие и не лежат в плоскости разъема формы..

Литейные наклоны и схождения стен литейных моделей

Для облегчения извлечения модели из формы на ее боковых поверхностях (очень часто поперечных плоскости деления кристаллизатора) учтены наклоны отливки (таблица 1). В случае отверстий идет речь о литых конусах.

Наклоны выполняются по «плюсу» материала (рис. 2), по «минусу» материала (рис. 3) или «плюс-минус» материала (рис. 4) в зависимости от толщины стенок и того, будет ли поверхность обрабатываться. , Позитивные и негативные перекосы используются только к необделанным поверхностям. Из-за наклона отливки при извлечении модели из формы даже при небольшом смещении перпендикулярно плоскости разъема между моделью и полостью формы создается просвет, предотвращающий отрыв и опадание формовочного песка..

Высота модели [мм] Наклон
a [мм] ?
до 40 1,0 3?
41 ? 63 1,5 1?30 ‘
64 ? 100 2,0 1?15 ‘
101 ? 160 2.5 0?45 ‘
161 ? 250 3.0 0?30 ‘
251 ? 400 4,0 0?30 ‘
401 ? 630 5.0 0?30 ‘
631 ? 1000 6,0 0?30 ‘
1001 ? 1600 8,0 0?30 ‘

Таблица 1. Размеры отливок для моделей из дерева с ручной формовкой (по PN-69 / H-54217) [2].

Качество поверхности литейных моделей

Под качеством поверхности модели понимается ее шероховатость. Вынимая модель из формы, чрезвычайно важно, чтобы ее поверхность была как можно более гладкой.

В случае очень высокой шероховатости песок формовочный заполняет поры и неровности на стенках модели, что препятствует его правильному извлечению из формы (отрыв выступающих частей формы, представляющих пустоты и отверстия в модели, прилипание песка к стенкам модели, распыление и отрывание формовочного песка, трудно либо даже невозможно сняв модель, не повредив ее). Самую большую шероховатость поверхности моделей можно зрительно сопоставить с поверхностью, получившейся после старательной обработки механическим способом (при наведении гвоздя по поверхности не должно быть видимых неровностей).

Литейная усадка

Литейная усадка — это процентное уменьшение размеров (линейных) отливок в отношении к необходимым размерам литейной модели. Усадка происходит, когда расплавленный металл в форме остывает, металл твердеет и когда остывает твёрдый металл.

Усадка отливки может быть свободной или подавленной. Свободная усадка (рис. 6) происходит в отливках прямой формы, к примеру, в роликах, пластинах, прямых балках.

Усадке отливок препятствует сопротивление формы, стержней и ребер, расположенных в ней (пресечение механической усадки), а еще сопротивление, вызванное неравномерной усадкой отдельных частей отливки из-за разницы в толщине стенок отливки (пресечение термической усадки). Литейная усадка может вызвать напряжения отливки и, как следствие, искривление и растрескивание отливок.

Явление усадки нужно брать во внимание при построении моделей отливки. Исходя из этого, модели обязаны быть больше, чтобы литая деталь имела требуемые размеры. Если в случае малых отливок усадка отливки иногда незаметна неподготовленным глазом, то в случае отливок приличных размеров разница между размерами отливки и модели может быть ощутимой..

Группа кастингов Усадка [%]
тормозится свободно
Серый чугун
очень маленькие и средние отливки 0.9 1,0
средние и большие отливки 0.8 0.9
довольно хорошие отливки 0.7 0.8
Ковкий чугун 1,0 1,5
бросать
углеродистая и низколегированная литая сталь 1,3-1,7 1,6-2,0
литая высоколегированная сталь с хромированием 1,0-1,4 1,3-1,7
ферритно-аустенитная литая сталь 1,5-1,9 1.8-2.2
отливки из аустенитной литой стали 1,7-2,0 2,0-2,3
Разноцветные металлы
отливки из оловянной бронзы 1.2 1.4
отливки из алюминиевой бронзы 1,6-1,8 2,0-2,2
латуни 1,5-1,7 1,8-2,0
силиконовые латуни 1,6-1,7 1,7-1,8
марганцевая латунь 1,8-2,0 2,0-2,3
алюминиевый сплав 0,8-1,0 1,0-1,2
силумин с медью (7-12% Cu) 1.4 1,3
силумин с магнием (10% Mg) 1,0 1,3
магниевые сплавы 1.2 1,6

Таблица 2. Величины линейной усадки отливок из разных сплавов [3].

К примеру: отливка прямоугольного куба размером 300 х 200 х 40 мм из серого чугуна должна иметь размеры 303 х 202 х 40,4 мм..

<

Из чего сделаны отливки

Рис. 5. Чугунные отливки, показывающие свободную усадку отливки..

<

Из чего сделаны отливки

Мало кто знает какой алюминий выбрать для литья! КАКОЙ МЕТАЛ ЛУЧШЕ?

Рис. 6. Литейная усадка на чугунных отливках решетчатых балок..

Припуски на обработку

Припуск на обработку — это слой литейного материала, удаляемый во время обработки механическим способом, дабы получить необходимые размеры и необходимые параметры качества поверхности готового изделия. Если для получения готового изделия стоит обработать отливку, к примеру, фрезеровать поверхность одной из ее стенок, следует спланировать ее утолщение во время изготовления модели отливки.

В случае механически обработанных отверстий припуск вводится путем заливки отверстия с меньшим диаметром, чтобы можно было его точить или высверливать. Отверстия малого диаметра (менее 12 мм) как правило не отливают — отливки оставляют с твёрдой твёрдой стенкой, которую необходимо высверлить, высверлить или фрезеровать.

Припуски на механическую обработку для верхних поверхностей отливок в большинстве случаев на 50% больше, чем для остальных, так как примеси могут находится в верхних частях отливок. Размер используемых припусков описан в стандартах, однако их размер лучше всего определять у технолога..

класс Самый большой габаритный размер отливки [мм] Расположение поверхности при заливке Номинальный измеренный размер [мм]
до 30 от 30 до 60 от 60 до 100 от 100 до 200 от 200 до 300 от 300 до 500 более 500 до 800 от 800 до 1200
выше вниз Допуски [мм]
И 100 нижняя сторона 2,0 2,0 2.5
100 200 нижняя сторона 2,0 2.5 2.5 3.0
200 300 нижняя сторона 2.5 2.5 3.0 3.0 3,5
300 500 нижняя сторона 2.5 3.0 3.0 3,5 3,5 4,0
500 800 нижняя сторона 3.0 3.0 3,5 3,5 4,0 4,0 4.5
800 1200 нижняя сторона 3.0 3,5 3,5 4,0 4,0 4.5 4.5 5.0
II 60 100 нижняя сторона 2,0 2.5 2.5
100 200 нижняя сторона 2.5 2.5 3.0 3.0
200 300 нижняя сторона 2.5 3.0 3.0 3,5 3,5
300 500 нижняя сторона 3.0 3.0 3,5 3,5 4,0 4,0
500 800 нижняя сторона 3.0 3,5 4,0 4,0 4,0 4.5 4.5
800 1200 нижняя сторона 3,5 3,5 4,0 4,0 4.5 4.5 5.0 5.0
III 100 нижняя сторона 2,0
100 200 нижняя сторона 2.5 3.0
200 300 нижняя сторона 3.0 3.0 3.0
300 500 нижняя сторона 3,5 3,5 3,5 4,0
500 800 нижняя сторона 4,0 4,0 4,0 4.5 5.0
800 1200 нижняя сторона 4.5 4.5 4.5 5.0 5,5 5,5

Таблица 3. Припуски на обработку отливок из серого чугуна (по PN-69 / H-83104) [2].

Прототип станка для отливки приманок (сборка). Часть 1

Закругление стыков литых стен

Ошибочная форма соединений литых стенок может привести к дефектам отливки, к примеру, трещинам (Рис. 7), усадочным полостям (Рис. 8 и Рис. 9) или усадке.

Введение скруглений соответствующего радиуса дает возможность получить отливки без недостатков (рис. 10). При этом необходимо не забывать, что места стыковки стен — это участки с большей концентрацией массы жидкого металла, в которых высокая возможность внутренних недостатков, по этой причине в литейных моделях вводятся подрезы стен Для снижения размеров тепловых узлов..

Рис. 7. Трещина в отливке из-за отсутствия закругления модели отливки [2].

Рис. 8. Сократительная полость появилась за счёт одностороннего закругления модели отливки [2].

Рис. 9. Систолическая полость, появившаяся в результате неправильного закругления отливки модели [2].

Рис. 10. Отливка без недостатков благодаря правильному скруглению модели отливки [2].

Керновые ящики и пробковые метки

Внешняя форма отливки отображается при помощи модели отливки (рис. 12). Внутренняя форма отливки воссоздана при помощи литейных стержней (рис.

14). Сердечники крепятся в пресс-форме (рис. 15) в гнездах стержневых стержней.

Гнезда стержневой формы воссоздаются в форме при помощи части схемы литья, называемой меткой стержня. Ключевой символ модели повторяет форму главного столба. Применение стержней затрудняет конструкцию модели отливки и изготовление формы, повышает риск проявления недостатков, поднимает цену формования и чистки отливок, по этой причине, если дает возможность лишь конструкция отливки, необходимо избегать применения стержней..

Рис. 11. Отливка фланцевых труб (поперечное сечение) в единоразовой литейной форме с применением разъемной модели и стержня [2].

Рис. 12. Отдельная (двухчастная) модель отливки с отметками керна [2].

Рис. 13. Ящик для производства стержней для литья в песочные формы [2].

Рис. 14. Литейный стержень, нужный для отливки трубы с воротником [2].

Литье по выплавляемым моделям — сюжет о процессе литья, технология

Рис. 15. Песочная форма трубы с буртиком [2].

Принципы построения моделей отливок

На чугунолитейном заводе CABAN-ODLEWNIA индивидуальное и мелкосерийное литье производится по вашему желанию клиентов. Для отливки каждой детали требуется отливочная модель.

Отливочная модель — это приспособление, которое применяется для производства литейных форм, которые при заполнении жидким металлом воспроизводят форму отливки. Основная часть компаний, с которыми мы работаем, имеют свое оборудование, которое дает возможность им самостоятельно делать отливочные модели. Для данных компаний мы подготовили руководство, позволяющее самостоятельно делать отливочные модели в соответствии с принципами литейного искусства..

Выбор технологии литья

Изготовлению моделей и стержневых ящиков всегда должен предшествовать анализ. Конструктор должен иметь в виду вопросы формы отливки, подбора материала, размера серии отливок и благоприятной технологии производства. Обозначение метода и способа формовки и отливки определяет вид и вариант изготовления модели..

Отливки из серого чугуна в большинстве случаев делают в единоразовых песчаных формах (рис. 15). Для ручного формования, т.е. единичного и мелкосерийного производства, модели (рис.

12) и стержневые ящики (рис. 13) делаются из пластика либо дерева. Модели должны держать неоднократное уплотнение формовочной смеси при сохранении собственной формы и размеров.

В случае изготовления единоразовых песчаных форм модель воссоздает наружные формы отливки, а стержень (рис. 14), выполненный в стержневом ящике, применяется для воссоздания внутренних форм отливки.

После уплотнения (уплотнения) формы ее верхняя часть снимается, а модель осторожно достается из формовочной смеси. Чтобы можно было снять модель, она должна иметь наклоны отливки и конусность, а еще высокое качество поверхности.

После снятия модели две половинки формы откидываются, чтобы потом залить ее расплавленным металлом (рис. 1). В такой технологии отливки многоразовые..

<

Из чего сделаны отливки

Рис. 1. Заливка литейной формы жидким чугуном..

«Толкование отливок. Работа с секторами.» (качество+)

В методе литья по выплавляемым моделям кроме единоразовых форм применяются единоразовые отливочные модели. Модели в большинстве случаев делают из воска или пластика.

Форма делается путем заливки модели литьевым гипсом или нанесения на нее керамического покрытия. Созданная подобным образом форма обжигается для извлечения модели из пустоты формы, а потом заливается расплавленным металлом. На данный момент в нашем литейном производстве мы отказались от литья таким способом в пользу традиционных, разъемных единоразовых песчаных форм, по этой причине в следующих параграфах будут описаны принципы изготовления отливок для ручного литья в песчаных формах..

Материалы, из которых сделаны выкройки.

Самыми популярными материалами для производства моделей и литейных стержневых ящиков, которые предназначены для штучного и мелкосерийного производства, считаются дерево и пластмассы. Древесина имеет очень много хороших качеств, например как обычная ручная и механическая обработка, невысокая плотность, не тяжелое соединение с использованием клея и необходимая прочность на изгиб и сжатие. К минусам как правило относят: неровную структуру, способность изменять влажность, искривление, растрескивание и порчу..

К плюсам пластиков можно отнести: небольшая плотность, большая прочность, высокая устойчивость к продуктам химии, хорошие антифрикционные свойства. Эпоксидные и полиэфирные смолы чаще всего применяются для создания моделей и стержневых ящиков. Материалы: ПВХ, стиродур и материалы, которые используются для 3D-печати, к примеру, АБС, ПЛА, ПЭТ..

Металлические литые модели очень часто делают из алюминиевых или медных сплавов. Они применяются в серийном и массовом производстве. Чтобы уменьшить вес моделей сделанных из металла, они сделаны в виде тонкостенных отливок, усиленных внутри жесткими ребрами. Изготовление моделей сделанных из металла достаточно трудоемко и в большинстве случаев требует обработки механическим способом и полировки..

Ключевые принципы построения моделей отливок

независимо от материала, из которого сделаны отливочные модели, любая из них должна быть сделана ??в соответствии с правилами, которые дают возможность правильно уплотнять песок формовочный, извлекать модели из литейной формы и обеспечивать правильную заливку формы и затвердевание металла..

Модели без общего доступа, разделенные или вычитаемые

В зависимости от трудности и геометрии отливок модели строятся без деления, деления или с вычтенными частями. Неразъемные модели делаются для прямых отливок и с неглубокой полостью кристаллизатора.

Когда для отливки требуется глубокая полость формы и есть опасность отрыва формовочного песка при открывании формы, делаются разъемные модели (рис. 12).

При подобной конструкции детали модели остаются в половинах формы при открывании — они убираются исключительно после того, как форма развернута и осторожно перемещена. Разделительная линия модели в большинстве случаев отмечает территорию деления пресс-формы.

Модели со снимающимися частями делаются точно также разъемным моделям к примеру, если их извлечение из формы затруднено. Вычтенные детали в большинстве случаев маленькие и не лежат в плоскости разъема формы..

Литейные наклоны и схождения стен литейных моделей

Для облегчения извлечения модели из формы на ее боковых поверхностях (очень часто поперечных плоскости деления кристаллизатора) учтены наклоны отливки (таблица 1). В случае отверстий идет речь о литых конусах.

Наклоны выполняются по «плюсу» материала (рис. 2), по «минусу» материала (рис. 3) или «плюс-минус» материала (рис. 4) в зависимости от толщины стенок и того, будет ли поверхность обрабатываться. , Позитивные и негативные перекосы используются только к необделанным поверхностям. Из-за наклона отливки при извлечении модели из формы даже при небольшом смещении перпендикулярно плоскости разъема между моделью и полостью формы создается просвет, предотвращающий отрыв и опадание формовочного песка..

Высота модели [мм] Наклон
a [мм] ?
до 40 1,0 3?
41 ? 63 1,5 1?30 ‘
64 ? 100 2,0 1?15 ‘
101 ? 160 2.5 0?45 ‘
161 ? 250 3.0 0?30 ‘
251 ? 400 4,0 0?30 ‘
401 ? 630 5.0 0?30 ‘
631 ? 1000 6,0 0?30 ‘
1001 ? 1600 8,0 0?30 ‘

Таблица 1. Размеры отливок для моделей из дерева с ручной формовкой (по PN-69 / H-54217) [2].

Качество поверхности литейных моделей

Под качеством поверхности модели понимается ее шероховатость. Вынимая модель из формы, чрезвычайно важно, чтобы ее поверхность была как можно более гладкой.

В случае очень высокой шероховатости песок формовочный заполняет поры и неровности на стенках модели, что препятствует его правильному извлечению из формы (отрыв выступающих частей формы, представляющих пустоты и отверстия в модели, прилипание песка к стенкам модели, распыление и отрывание формовочного песка, трудно либо даже невозможно сняв модель, не повредив ее). Самую большую шероховатость поверхности моделей можно зрительно сопоставить с поверхностью, получившейся после старательной обработки механическим способом (при наведении гвоздя по поверхности не должно быть видимых неровностей).

Литейная усадка

Литейная усадка — это процентное уменьшение размеров (линейных) отливок в отношении к необходимым размерам литейной модели. Усадка происходит, когда расплавленный металл в форме остывает, металл твердеет и когда остывает твёрдый металл.

Усадка отливки может быть свободной или подавленной. Свободная усадка (рис. 6) происходит в отливках прямой формы, к примеру, в роликах, пластинах, прямых балках.

Усадке отливок препятствует сопротивление формы, стержней и ребер, расположенных в ней (пресечение механической усадки), а еще сопротивление, вызванное неравномерной усадкой отдельных частей отливки из-за разницы в толщине стенок отливки (пресечение термической усадки). Литейная усадка может вызвать напряжения отливки и, как следствие, искривление и растрескивание отливок.

Явление усадки нужно брать во внимание при построении моделей отливки. Исходя из этого, модели обязаны быть больше, чтобы литая деталь имела требуемые размеры. Если в случае малых отливок усадка отливки иногда незаметна неподготовленным глазом, то в случае отливок приличных размеров разница между размерами отливки и модели может быть ощутимой..

Группа кастингов Усадка [%]
тормозится свободно
Серый чугун
очень маленькие и средние отливки 0.9 1,0
средние и большие отливки 0.8 0.9
довольно хорошие отливки 0.7 0.8
Ковкий чугун 1,0 1,5
бросать
углеродистая и низколегированная литая сталь 1,3-1,7 1,6-2,0
литая высоколегированная сталь с хромированием 1,0-1,4 1,3-1,7
ферритно-аустенитная литая сталь 1,5-1,9 1.8-2.2
отливки из аустенитной литой стали 1,7-2,0 2,0-2,3
Разноцветные металлы
отливки из оловянной бронзы 1.2 1.4
отливки из алюминиевой бронзы 1,6-1,8 2,0-2,2
латуни 1,5-1,7 1,8-2,0
силиконовые латуни 1,6-1,7 1,7-1,8
марганцевая латунь 1,8-2,0 2,0-2,3
алюминиевый сплав 0,8-1,0 1,0-1,2
силумин с медью (7-12% Cu) 1.4 1,3
силумин с магнием (10% Mg) 1,0 1,3
магниевые сплавы 1.2 1,6

Таблица 2. Величины линейной усадки отливок из разных сплавов [3].

К примеру: отливка прямоугольного куба размером 300 х 200 х 40 мм из серого чугуна должна иметь размеры 303 х 202 х 40,4 мм..

<

Из чего сделаны отливки

Рис. 5. Чугунные отливки, показывающие свободную усадку отливки..

<

Из чего сделаны отливки

Мало кто знает какой алюминий выбрать для литья! КАКОЙ МЕТАЛ ЛУЧШЕ?

Рис. 6. Литейная усадка на чугунных отливках решетчатых балок..

Припуски на обработку

Припуск на обработку — это слой литейного материала, удаляемый во время обработки механическим способом, дабы получить необходимые размеры и необходимые параметры качества поверхности готового изделия. Если для получения готового изделия стоит обработать отливку, к примеру, фрезеровать поверхность одной из ее стенок, следует спланировать ее утолщение во время изготовления модели отливки.

В случае механически обработанных отверстий припуск вводится путем заливки отверстия с меньшим диаметром, чтобы можно было его точить или высверливать. Отверстия малого диаметра (менее 12 мм) как правило не отливают — отливки оставляют с твёрдой твёрдой стенкой, которую необходимо высверлить, высверлить или фрезеровать.

Припуски на механическую обработку для верхних поверхностей отливок в большинстве случаев на 50% больше, чем для остальных, так как примеси могут находится в верхних частях отливок. Размер используемых припусков описан в стандартах, однако их размер лучше всего определять у технолога..

класс Самый большой габаритный размер отливки [мм] Расположение поверхности при заливке Номинальный измеренный размер [мм]
до 30 от 30 до 60 от 60 до 100 от 100 до 200 от 200 до 300 от 300 до 500 более 500 до 800 от 800 до 1200
выше вниз Допуски [мм]
И 100 нижняя сторона 2,0 2,0 2.5
100 200 нижняя сторона 2,0 2.5 2.5 3.0
200 300 нижняя сторона 2.5 2.5 3.0 3.0 3,5
300 500 нижняя сторона 2.5 3.0 3.0 3,5 3,5 4,0
500 800 нижняя сторона 3.0 3.0 3,5 3,5 4,0 4,0 4.5
800 1200 нижняя сторона 3.0 3,5 3,5 4,0 4,0 4.5 4.5 5.0
II 60 100 нижняя сторона 2,0 2.5 2.5
100 200 нижняя сторона 2.5 2.5 3.0 3.0
200 300 нижняя сторона 2.5 3.0 3.0 3,5 3,5
300 500 нижняя сторона 3.0 3.0 3,5 3,5 4,0 4,0
500 800 нижняя сторона 3.0 3,5 4,0 4,0 4,0 4.5 4.5
800 1200 нижняя сторона 3,5 3,5 4,0 4,0 4.5 4.5 5.0 5.0
III 100 нижняя сторона 2,0
100 200 нижняя сторона 2.5 3.0
200 300 нижняя сторона 3.0 3.0 3.0
300 500 нижняя сторона 3,5 3,5 3,5 4,0
500 800 нижняя сторона 4,0 4,0 4,0 4.5 5.0
800 1200 нижняя сторона 4.5 4.5 4.5 5.0 5,5 5,5

Таблица 3. Припуски на обработку отливок из серого чугуна (по PN-69 / H-83104) [2].

Прототип станка для отливки приманок (сборка). Часть 1

Закругление стыков литых стен

Ошибочная форма соединений литых стенок может привести к дефектам отливки, к примеру, трещинам (Рис. 7), усадочным полостям (Рис. 8 и Рис.

9) или усадке. Введение скруглений соответствующего радиуса дает возможность получить отливки без недостатков (рис. 10). При этом необходимо не забывать, что места стыковки стен — это участки с большей концентрацией массы жидкого металла, в которых высокая возможность внутренних недостатков, по этой причине в литейных моделях вводятся подрезы стен Для снижения размеров тепловых узлов..

Рис. 7. Трещина в отливке из-за отсутствия закругления модели отливки [2].

Рис. 8. Сократительная полость появилась за счёт одностороннего закругления модели отливки [2].

Рис. 9. Систолическая полость, появившаяся в результате неправильного закругления отливки модели [2].

Рис. 10. Отливка без недостатков благодаря правильному скруглению модели отливки [2].

Керновые ящики и пробковые метки

Внешняя форма отливки отображается при помощи модели отливки (рис. 12). Внутренняя форма отливки воссоздана при помощи литейных стержней (рис.

14). Сердечники крепятся в пресс-форме (рис. 15) в гнездах стержневых стержней.

Гнезда стержневой формы воссоздаются в форме при помощи части схемы литья, называемой меткой стержня. Ключевой символ модели повторяет форму главного столба. Применение стержней затрудняет конструкцию модели отливки и изготовление формы, повышает риск проявления недостатков, поднимает цену формования и чистки отливок, по этой причине, если дает возможность лишь конструкция отливки, необходимо избегать применения стержней..

Рис. 11. Отливка фланцевых труб (поперечное сечение) в единоразовой литейной форме с применением разъемной модели и стержня [2].

Рис. 12. Отдельная (двухчастная) модель отливки с отметками керна [2].

Рис. 13. Ящик для производства стержней для литья в песочные формы [2].

Рис. 14. Литейный стержень, нужный для отливки трубы с воротником [2].

Литье по выплавляемым моделям — сюжет о процессе литья, технология

Рис. 15. Песочная форма трубы с буртиком [2].

При штучном производстве стержневые ящики в большинстве случаев делают из пластика либо дерева. На конструкторском уровне моделей и стержневых ящиков стоит иметь ввиду следующее:
— правильное расположение стержней в форме — лучше всего без стержневых опор,
— не тяжелое удаление газов из стержней при заливке формы,
— жесткость сердечника благодаря применению подобающей арматуры,
— возможность снятия ключевой массы и арматуры с готовой отливки.

Библиография:
[1] Технологии производства — Литейное производство, Павел Мурза-Муха, PWN, Варшава, 1978.
[2] Руководство от моделиста к формовщику и стержневому изготовителю, Тадеуш Пивоньски, WNT, Варшава, 1977..
[3] Принципы конструирования литых деталей машин, Михал Скарбински, WNT, Варшава, 1968 г..