фарфор

Виды и характеристики

Фарфор тверже и прозрачнее фаянса, громкий. Различают твёрдый фарфор (именуемый настоящим фарфором), мягкий фарфор и фарфор костяной.. Жёсткий фарфор очень спеченный, плотный, твёрдый, крепкий, стабильный к огню и кислотам, непроницаемый для воды и газа, имеет высокое электрическое сопротивление.

В изделиях применяется эластичная масса, содержащая 35-50% каолина, 20-25% кварца, 20-30% полевого шпата. Из мелко измельченных элементов сначала делают эластичное тесто, из которого убирается излишняя влажность.

Из получившейся массы изделия из фарфора формуют в большинстве случаев методом литья (керамики), реже пластическим, сухим или полусухим способами. Их в большинстве случаев обжигают два раза: перед глазированием при 900-1000 ° C и после глазурования при 1300-1450 ° C. Фарфор декорируют до или после глазирования (потом опять обжигают).

Мягкий фарфора формируя массу тоньше, стоит еще сказать что, часть каолина заменяется жаростойкой глины добавл ют иные добавки — костная зола (костный фарфор), девственница, мел (французский фарфор). Мягкий фарфор труднее формировать, горит при более малой температуре, чем твёрдый (горит вторично при 1200 ° C); производится реже.

Фарфор костяной более непрочный и мягкий, чем твёрдый фарфор. Электротехника из твёрдого фарфора, детали химического оборудования, лабораторные принадлежности (тигли, чаши, пестики), сантехника, протезы зубов, мозаика, изделия работы сделанной руками (домашняя и декоративная утварь, скульптурная пластика, декоративные элементы интерьера, декоративная отделка), — как правило предметы быта, произведения художественного искусства, детали архитектурной отделки.

Неглазурованный фарфор, обожженный один или 2 раза, именуется бисквитом. Изделия украшены постглазурным и антиглазурованным (обожженным в 3-ий раз), резным, тисненым и кружевным декорированием. Состав фарфоровой глазури аналогичный, как и у черепков (только пропорции материалов иные), что дает возможность ей хорошо спекаться с массой..
ваза из фарфора (КНР, 17 век, Английский музей в столице Англии)
фарфоровая тарелка в тематике Имари (Япония, конец 17 — начало 18 века, Дрезденский музей изобразительного исскуства)
Подсвечник из мейсенского фарфора (1973, художники П. Стрэнг, © LATGA / Bild — Kunst, 2018 и Х. Вернер)

Фарфор в искусстве. Исторический обзор

Фарфор из Китая (фарфор из китая) 6-7 вв. улучшающая керамогранитная керамика (протофарфор). Самые ранние фарфоровые изделия напоминали керамическую и посуду из металла того времени.

10–13 а. фарфор разной формы и глазури, выпускается зеленоватый селадон. С 14 века. Создана посуда из фарфора (говоря иначе яичная скорлупа), преобладала синяя постглазурованная роспись оксидом кобальта, улучшенная в период Мин (1368–1644), позднее она была восполнена разноцветным постглазурованным и антиглазурованным декорированием — растительными и фигурами геометрической формы, пейзажами.

Самого большого расцвета фарфор из китая получил в 17-18 веках, создавал разные формы посуды, украшал домашние, мифологические сюжеты, пейзажи, мотивы птиц, бабочек и цветов. С 7 в. Фарфор из китая экспортируется на Ближний Восток с 13 века. — в страны Европы.

Популярность фарфора стимулировала поиск рецептов изготовления фарфора. 16 а. Мягкий фарфор (говоря иначе фарфор Медичи) был придуман во Флоренции с 17 века. его делали во Франции (Руан, Сен-Клу, Севр и др.) и в иных странах Европы с 18 по 19 века.

Около 17 в. В середине 19 века в стране восходящего солнца настало производство фарфора. 17 а. всем известный Аритос, 18 в. — Фарфор из Кутани (район Кутани Мара) и Набешима (район Окавачи, недалеко от Ариты, префектура Сага) с яркими мотивами растений, птиц и бабочек, пейзажами и декорированием, напоминающим шелк.

18 а. Японский фарфор был распространен в странах Европы, тут его копировали, имитировали. 1709 г. В Германии, после изобретения твёрдого фарфора Й. Ф. Бёттгером, его мануфактуры были построены в Мейсене (1710 г., мейсенский фарфор), Вене (1718 г., венский фарфор), Санкт-Петербурге (1744 г., петербургский фарфор), Берлине (1752 г., берлинский фарфор), Севре (1769 г., г. фарфор), Копенгаген (1775 г., копенгагенский фарфор), Рига (1841 г., рижский фарфор) и др.

1748 г. В Англии Т. Фрай изобрел фарфор костяной; изготавливается на мануфактурах Bow (Лондон), Chelsea, Derby. 18–19 а. В странах Европы процветала фарфоровая промышленность, которая сначала имитировала фарфор из китая (шинуазри), а потом создала особенный стиль.

Около 1740 года в посуде из фарфора преобладала стилевая позиция рококо, украшенная цветочными и птичьими мотивами, сценами из поместной жизни и распространением тонкой пластики (с рисунком мифологических, домашних и галантных сцен, итальянских комедий, этнических героев). 18 а. Во 2-й половине стал появляться классицизм, был распространен бисквит, моделирующий мрамор — фигуративная пластика, бюсты, бляшки.

19 а. Фарфор выделялся многообразием форм и стилей, копирующих исторические стили, особенно неорококо. Художество фарфора уменьшилось, артефакты были отлиты в формах более первых периодов, а ремесла были заменены механическими методами украшения.

19 а. В конце 20 века в изделиях из фарфора начал появляться модерн. в первые десятилетия модерн, с 1920-х — функционалист, в 3-4-х — Art Deco фарфоровая посуда, вазы с элементом декора, небольшая пластмасса. Скандинавские страны стали центрами производства современного фарфора. После октябрьского переворота в РФ был создан пропагандистский фарфор, оформленный идеологической атрибутикой и супрематическим стилем..
После Второй мировой формы посуды из фарфора упростились и приобрели космополитические линии, хотя классические центры фарфора были созданы в старых фарфоровых центрах Европы (Мейсен, Севр, Копенгаген, Челси и др.) И Азии (КНР: Джингден). Всемирная организация декораторов фарфора основана была в Оклахоме (США) в 1967 г. (Всемирная организация художников Китая), которая с 1977 года занимается организацией международных симпозиумов и выставок.

20 а. 2-я половина — 21 век Перед началом 19 века необыкновенный фарфор распространился наряду с фарфором широкого производства, развивая тематику позднего модернизма и постмодернизма. Организуются международные выставки фарфора; с 1986 — Триеннале современного фарфора в Ньоне (Швейцария).

Уникальные фарфоровые изделия, сделанные: Германия — J. Albert, Chr. Хаазе; Во Франции — К. Линднер, Ж. Жирель, М. Мужен; В Италии А. Чиматти, Р. Франческон; В Англии — К. Истман, К. Туми; В Швейцарии Р. Мэдер; В Бельгии господин А. Роос; В Дании, господин Манц; В Норвегии А. Осе; В Швеции Э. Ридхаг; В Эстонии — А. Иваск, К. Пярнаметс; В Латвии — П. Мартинсон, И. Ромуле, И. Эмсе-Гринберга, Я. Бергинис (с 1994 года живет в Каунасе); В Америке — Д. Пьер, Д. Бьюми, Дж. Тилтон, С. Филли, К. Вайссер; В ЮАР — Д. Шлапоберский; В Австралии, мистер Питтман; В Китае — Си Донг, Чжоу Гуанчжоу, Ма Цзюнь, Хуан Минь; В стране восходящего солнца — М. Мори, Т. Акуши, Т. Кондо, Т. Ясуда..
Декоративная композиция Л. Шулгайте Луч на льду (2000)

Фарфор в литовском искусстве

Заграничный фарфор из китая пользуется очень большой популярностью давно, еще с 18 века. — Европейская мануфактура фарфора. Дворяне заказывали разную утварь, сервизы (часто с фамильными гербами), тонкую пластмасу на мануфактурах плита из пенополистирола, Вены, Берлина, Петербурга и прочих фарфора; Сбереглись сделанные в Мейсене подсвечники с гербом Великого княжества Литовского, сервизы с гербами Тышкявичюса, Платяй, Горскяй, Чапскиса и прочих родственников.

1790 На фаянсовой мануфактуре Кореца (современная Украина, Ровенская область) (хозяин Я. К. Черторишкис; работал до 1832 г.) П. Мезерис создал рецепт твёрдого фарфора. С 1805 года производством руководили технологи севрской мануфактуры.

Изделия из фарфора Koreco (как правило посуда) с самого начала развивались в тематике рококо с акцентом на мейсенскую и берлинскую мануфактуры, китайский и японский фарфор, а позднее разработали особенный стиль. 19 а. В произведениях начала 20 века укоренились классицистические формы, похожие на севрский фарфор, для которых свойственны мотивы растительных гирлянд и пейзажей, портреты, фоны цвета золота. 19-20 Перед началом 20 века фарфор в минимальных количествах производился в приватных керамических мастерских Вильнюса и Каунаса..
20 а. заграничный фарфор. В 1970-1980-х годах Л. Шулгайте, Я. Адомонис, И. Э. Талмантас создавали изделия в художественном стиле из твёрдого фарфора на Ленинградском и Рижском фарфоровых заводах.

1974 г. Jiesios (с 2006 г. Каунас Джиеся) на керамическом заводе налажена экспериментальная стойка для завтрака по изготовлению костяного фарфора, в 1975 г. — фарфоровая лаборатория, в 1981 г. открыт цех костяного фарфора; Во второй половине 70-ых годов двадцатого века на предприятии были созданы первые фарфоровые сервизы. В 1980-х и 1990-х годах посуда из фарфора и остальные предметы (рококо, классицизм, ампир, функционализм, Art Deco стилевая позиция) В Jiesia Авторы И. Петравичене, А. Вишинскене, Z. Бардзилаускайте — Бергиньш, В. Ляугаудене, З. Вашкявичене, Г. Стунгурене, Г. Ванагене и иные.

С 1983 г. на предприятии проводятся семинары по фарфору (с 1991 г. — международные симпозиумы. Идея). Концептуальные композиции создаются с 1990-х годов — скульптурная пластика, совмещающая в себе разные техники (лепка, цветение, литье), разнообразные материалы (фарфор, глина, шамот) и декор (Л.

Шулгаите, А. Личкуте, А. Кетуракене, И. Петравичене. , Л. Ольшаускене, В. Юршене, Н. Шулькайте-Вашкявичене, В. Каратаюте-Шараускене, М. Кяулейките, Г. Пинкуте и иные). 20 а. в конце 21 века Перед началом Девятнадцатого века необыкновенный фарфор обладал свойствами современнейшей керамики, доминировали тенденции позднего модернизма и постмодернизма.

Существенные работы принадлежат Л. Шулгайте, Я. Адомонису, А. Кетуракене, Н. Блажевичюте, Д. Лаучкайте-Якимавичене, Р. Якимавичюсу, В. Юршене,. Бардзилаускайте — Бергинс, Я. Бергинис, К. Дзимидавичене, Я. Квашите, Г. Пинкуте, Т. Ю. Даунора, А. Янушонис, Э. Чесоните, С. Дирсе, К. Анкутайте и иные. 21 а. массовое изготовление фарфора на фирмах Каунас Джиеся, Фарфор и приватные фарфоровые мастерские.
Дж. Адомонис Искусство керамики Вильнюс 1998; Г. Сэвидж Фарфор сквозь века Лондон 1963 г .; Х. Хойнацка Польский фарфор 1790–1830 гг.

Варшава 1981; Дж. Карсвелл Синий и белый: фарфор из китая и его влияние на западный мир Чикаго 1985; Самолет Современный Фарфор: Материалы, методы и выражения Лондон 1995.